Нормативно-правовые основания разработки и реализации ООП ДО

Нормативно-правовые акты федерального уровня

Законодатель предусмотрел ответственность образовательной организации общего образования перед государством, обществом, участниками образовательных отношений. Это требует существенной проработки подходов к определению содержания образования в конкретной образовательной организации, в том числе и дошкольной.

Для этого необходимо знать, понимать и выполнять при разработке и реализации основной образовательной программы дошкольного образования нормы документов

  1. Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании)
  2. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  3. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014
  4. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155
  5. Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. № 293
  6. Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности, утвержденных Приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 г. № 1527
  7. Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594.

Нормы Закона об образовании, которые имеют прямое отношение к образовательным программам

  • пункт 9 статьи 2: «образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов»
  • пункт 10 статьи 2: «примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы»
  • часть 1 статьи 12: «Образовательные программы определяют содержание образования (выделено нами). Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями...»
  • пункт 1 части 3 статьи 12: «К основным образовательным программам относятся: …..основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования»
  • часть 5 статьи 12: «Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное»
  • часть 6 статьи 12: «Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования».

При реализации образовательных программ необходимо учитывать требования норм статьи 13. Она определяет общие требования к реализации образовательных программ. Чтобы организовать образовательные программы дошкольного образования в зависимости от условий их реализации стоит обратить внимание на следующие части статьи

  • часть 1: «Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации»
  • часть 2: «При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение»
  • часть 9: «Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается».

При разработке и утверждении образовательной программы дошкольного образования необходимо учитывать требования статьи 28. Она определяет компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации (п. 6 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании).

Важно

Согласно ч. 7 ст. 28 Закона об образовании образовательная организация несет ответственность

  • за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, которые относятся к ее компетенции
  • реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом
  • качество образования своих выпускников.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования

Порядок, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014, регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования. Этот документ, в том числе определяет особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Он обязателен для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные общеобразовательные программы – образовательные программы дошкольного образования, включая индивидуальных предпринимателей.

Документ стоит изучить и проверить насколько дошкольная организация соблюдает его требованиям.

Внимание

Когда образовательная организация разрабатывает основную образовательную программу дошкольного образования, она в обязательном порядке должна учесть требования пункта 10 Правил. Согласно ему такие программы образовательная организация разрабатывает и утверждает

  • в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
  • с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

По состоянию на сегодняшний день действует Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ. Его утвердило Минобрнауки России приказом от 28 мая 2014 г. № 594. По правилам, которые устанавливает этот Порядок, федеральное учебно-методическое объединение (УМО) по общему образованию одобрило примерную основную образовательную программу дошкольного образования.

На основании решения УМО по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) Минобрнауки России направило программу для размещения на официальном сайте www.fgosreestr.ru.

Институциональный уровень

Для институционального уровня нет норм, которые бы определяли перечень документов, регламентирующих разработку и реализацию основной образовательной программы дошкольного образования.

Однако стоит выделить два положения Закона об образовании

  1. «образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана» (п. 18 ст. 2)
  2. «образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов (выделено нами) в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации» (ч. 1 ст. 28).

Поэтому к таким документам можно отнести

1. Устав дошкольной образовательной организации

2. Приказы

  • Приказ о разработке основной образовательной программы дошкольного образования в дошкольной образовательной организации
  • Приказ об утверждении основной образовательной программы дошкольного образования в дошкольной образовательной организации
  • Приказ о внесении изменений в основную образовательную программу дошкольного образования в дошкольной образовательной организации.

3. Положения, порядки.

Печать E-mail