Консультации воспитателей

Рекомендации родителям по формированию зрительских предпочтений дошкольников

«Специфика отношения детей старшего дошкольного возраста к персонажам мультфильмов»

Консультация «Специфика отношения детей старшего дошкольного возраста к персонажам мультфильмов»

Воспитатель: Игнатова Татьяна Владимировна

Проблема отношения детей старшего дошкольного к персонажам мультфильмов актуальна и определяется важностью задачи воспитания гармонически развитой личности. В реализации этой задачи особое значение имеет воспитание детей средствами искусства. Искусство является той формой духовно практической деятельности, в которой развивающаяся личность осваивает смысловые аспекты деятельности.

В воспитании детей дошкольного возраста необычайно велика роль современного мультфильма. Направление искусства, связанное с создание мультфильмов, называется анимацией (от лат.anima душа, одушевление).

Анимация как вид искусства ответила на глубинный психологический запрос ребёнка, явила заветный фантастический мир. Теперь о нём можно не только догадываться, а появилась возможность увидеть своими глазами. Хороший мультфильм становится таким же материалом для развития игровых сюжетов, для рисования и лепки, как прочитанная книга или посещение зоопарка.

На сегодняшний день одним из самых любимых занятий для ребенка является просмотр телевизора. Нынешние дошкольники заняты просмотром телевизора, в частности мультфильмов, в среднем 4-5 часов в день, то есть около 30 часов в неделю, а буквально 20-25 лет назад все свое свободное время они проводили за любимыми играми, рисованием, лепкой. Мультфильмы, конечно, дети тоже смотрели, но занимало это около 30 минут в день.

С одной стороны, мультфильмы яркие, зрелищные, образные, доступные, с другой, они очень близки по своим развивающим и воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультфильмов демонстрируют детям самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у малыша первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребёнок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомлённость ребёнка, развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение. Таким образом, мультфильм это эффективное средство воспитания детей.

Многие транслируемые сегодня мультфильмы построены психологически, педагогически или этически безграмотно и могут иметь опасные для ребёнка последствия. Зачастую дети смотрят фильмы с участием множества чудовищ, механических монстров и вампиров, всемогущих роботов.

Практически в каждом мультфильме сюжет построен так, что в нем присутствуют конфликты, драки, жестокость. Последствием просмотра такого мультфильма дети часто демонстрируют состояние эмоционального утомления. Оно может проявляться как симптомами усталости: снижение скорости реакции, вялость, невнимательность и др., так и симптомами перевозбуждения: сильные двигательные реакции, громкие возгласы, затруднения концентрации внимания, неадекватное социальное поведение, нарушения аппетита и сна, проявление множественных страхов, агрессивные реакции. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта с окружающими. Ребенок часто плачет, обижается без видимой причины, много времени проводит один, его ничем нельзя заинтересовать, он ко всему безразличен.

В связи с этим особую актуальность приобретает исследование проблем нравственного и художественного развития личности средствами мультипликационного кино. Ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам пристрастия, с которым мало что может конкурировать. И поэтому мультфильмы заслуживают серьёзного психолого педагогического анализа как специфическое явление, оказывающее не последнее влияние на детскую жизнь.

Умение соотнести себя с героем мультфильма очень важный этап в развитии самосознания ребёнка. С одной стороны, когда ребёнок сочувствует и сопереживает персонажу мультфильма, это рождает в его душе самые разные новые чувства: сострадание, желание быть добрым и мужественным, наказать обидчика, уверенность, что и ты можешь одержать победу и быть счастливым. С другой стороны, сравнение это одна из тех логических операций, которые лежат в основе развития мышления ребёнка. Осуществляя сравнение себя с персонажами мультфильмов, ребёнок нередко приходит к осознанному выводу о том, в чём он их превосходит и к чему ему ещё надо стремиться.

Для ребёнка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны, вне зависимости от их роли, у ребёнка нет чётких ориентиров для оценки их поступков. Кроме того, когда ребёнок вынужден подражать , идентифицировать себя с несимпатичным главным героем, неизбежно страдает внутреннее сомоощущение малыша.

Мультфильм выступает как специфическая форма общения. В которой осваивается не только позитивное знание о мире. Но и главным образом отношение к действительности. Для отечественной психологии характерен подход к восприятию мультфильмов как к особой форме общения, которая опосредуется образом персонажа, акцент на воспитательной роли мультфильма и внутренней личностно обусловленной активности зрителя в процессе общения с анимацией. Восприятие мультфильма может оказывать развивающее воздействие на разные стороны развития ребенка, среди которых выделяются этический, познавательный, эмоциональный и поведенческий аспекты.

Важнейшим психолого-педагогическим аспектом мультфильма является его этические характеристики. Каждое произведение несет определенный этический заряд, который воспринимается ребенком и влияет на его личностное развитие. В этическом развитии ребенка можно выделить две основные линии, в соответствии с двумя ведущими этическими категориям – мораль и нравственность. Напомним, что существо морали предполагает следование общепринятой норме (или образцу) поведения и оценку тех или иных действий с точки зрения конкретного образца. В отличие от этого, нравственность базируется не на образцах (что нужно, а что не нужно делать), а на отношении к другому как к самому себе, на переживании единства, т.е. на сопереживании, сорадовании, содействии….

Обе эти линии этического развития включены в восприятие текста. Герои мультфильма становятся для дошкольников объектами идентификации и образцом для подражания. «Заразительность» действий, слов и поступков персонажей книг и фильмов для детей очевидна. Эти персонажи могут стать носителями моральных эталонов – как положительных, так и отрицательных. Наличие таких положительных моральных эталонов и степень их привлекательности для детей может стать ресурсом морального развития. Для детского мультфильма (в отличие от взрослого) важна однозначность и четкость моральных характеристик - «плохой» герой должен отличаться от «хорошего» и вызывать соответствующие оценки. Герои мультфильма могут стать для ребенка воплощением доброты, смелости, щедрости, отзывчивости и других ценных человеческих качеств. Известно, что дети часто подражают героям мультфильмов, воспроизводят их действия и поступки – как в игре, так и в реальном поведении. Через такое воспроизведение они осознают себя и нормы поведения, присваивают определенные моральные нормы. Такое действенное осознание себя посредством моральных эталонов является важным ресурсом морального воспитания.

Например, в известном исследовании С.Г.Якобсон (1984) в качестве моральных эталонов выступали Буратино и Карабас. Соотнося свои действия с героями произведений, дети начинали осознавать себя и свои поступки, стремились быть похожим на любимого персонажа (Буратино) и не хотели быть похожими на злого и жадного Карабаса.

Нежелательными с точки зрения морального развития можно считать те произведения, в которых моральные эталоны размыты и не определены. Например, когда симпатичный, привлекательный для детей персонаж, совершает аморальные, неприемлемые поступки. В качестве примера можно привести мультсериал «Маша и медведь», где симпатичная девочка Маша бывает крайне эгоистичной, равнодушной и даже жестоко. Причем эти поступки не являются предметом критического отношения или осуждения. Подобные фильмы не могут быть рекомендованы для детей дошкольного и возраста.

В большинстве мультфильмов происходит борьба добра со злом. Но при этом герои часто применяют физическую силу, ведут себя не просто жестоко, но и убивают. Многие дети перенимают такие модели поведения, начинают вести себя жестоко. У ребенка закладывается в сознание то, что самое главное – это быть сильным. Дети перестают понимать, что есть другие способы борьбы со злом. Очень важно, чтобы положительные персонажи демонстрировали конструктивные способы разрешения конфликтов, давали детям пример толерантности и уважения к другому.

Несмотря на свою чрезвычайную популярность, мультфильмы до сих пор не стали предметом серьезного психологического анализа. По мнению М.С. Аромштам, «Мультфильмы заслуживают самого серьезного психолого-педагогического анализа как специфическое явление, оказывающее не последнее влияние на детскую жизнь».

Обобщение экспертных оценок позволило составить психологическую характеристику некоторым мультфильмам:

001
002
003
004

«Развитие личности ребенка в общении»

Консультация для родителей

Воспитатель: Малярчук И.В.

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Вы — первые и самые важные учителя для своего ребёнка. Первая его школа — ваш дом — окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его систем ценностей. Сколько бы мы ни прожили, мы всё равно постоянно обращаемся к опыту детства, в жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на то, «чему меня учили дома», «чему учила меня моя мать», «что мне показал отец».

Малыш всегда учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребёнка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребёнка к вычленению смысла слов. «Годы чудес» – так называют ученые первые пять лет жизни ребёнка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать, стремиться понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив, не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении.

Очень немногие среди нас умеют по-настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуется определенное умение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. В дошкольном возрасте ребёнок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личный стиль и появляется представление о самом себе. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении.

С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств. Только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка. Это предусматривает учет характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

Дети требуют не столько внимания-опеки, сколько внимания-интереса, который им можете дать только вы – родители. Родители должны обеспечить своему ребёнку наиболее благоприятные условия для его реализации в этом направлении, а для этого запомните следующее:

  • Для ребёнка вы являетесь образцом поведения и речи, поскольку дети учатся общению, подражая, наблюдая, слушая за вами. Вам, наверное, приходилось слышать: «Да он разговаривает точь-в-точь как его отец!»
  • Ребёнок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.
  • Речь ребёнка успешнее развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.
  • Вам принадлежит исключительно активная роль в обучении вашего малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребёнку.
  • Нужно обеспечить ребёнку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Это позволит ему больше узнать о доме и местах, удаленных от него.
  • Следует уделять ребёнку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и когнитивное развитие, приобщение ребёнка к жизни общества является решающим. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребёнка в школе, в компании сверстников, а в дальнейшем — и на работе.
  • По возможности нужно присоединятся к ребёнку, когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.
  • Старайтесь, чтобы ребёнок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений, но не теряйтесь, если вы не в состоянии выполнить все его просьбы и желания.
  • Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше чем конфеты, но учение — это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребёнок устанет от неё. Главное, чтобы у ребёнка было постоянное чувство «голода» из-за недостатка знаний.

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.

Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания. Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам. Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.

С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания — игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.

Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями.

Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнять главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих. Растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.

Младшие дошкольник 2–4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.

Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка — центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.

Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки. В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).

Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».

Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.

Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре. Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.

Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.

Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».

Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.

Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

Процесс развития личности — это этап развития отношений между ребёнком и взрослым, в первую очередь с матерью. Её материнская любовь вызывает у малыша ответное теплое чувство. Что может быть лучше, чем слова одной девочки: « Мама, ты меня любишь, как своё сердце, а я люблю тебя, как праздник!».

Играйте вместе с детьми, ведь в игре происходит общение, которое очень важно и для ребенка, и для родителей.

Взаимоотношения в семье, где растет одаренный ребенок

Консультация для родителей

Воспитатель: Левина Любовь Константиновна

В воспитании одаренного ребенка дошкольного возраста роль семьи особенно значима: формируется отношение родителей к его неординарности, одаренности и талантливости, в последствии от этого будет зависеть самооценка ребенком собственных возможностей, его активное и пассивное отношение к своему таланту.

Цель статьи — помочь родителям определить свою позицию в вопросе развития одаренности детей, оценить свой вклад в раскрытие творческого потенциала своего ребенка.

Родители неодинаково относятся к своим одаренным детям. Некоторые мамы и папы считают, что нет особой нужды обращать внимание на фантазии ребенка, его любознательность, стремление к пониманию. В этом они видят особенности возраста, а не проявление индивидуальности ребенка, его потребность в творческом самовыражении. Такие родители, узнав, что малыш одарен, испытывают гордость и удовлетворение, а смущение и растерянность, их страшит ярлык одаренности. Они видят в этом нечто выходящее за рамки нормальности.

Другие мама и папы наоборот преувеличивают творческие возможности ребенка, тем самым удовлетворяя родительское тщеславие, всячески подчеркивая, что их малыш не такой как другие дети, что его одаренность дает право на особые привилегии. Подобная родительская позиция проявляется в постоянном стремлении демонстрировать окружающим «выдающиеся способности» своего чада, а основными показателями одаренности выступают большее количество стихов и песен, заученных ребенком, стремление малыша к подражанию рассуждениям взрослых, рассчитанное на внешний эффект, и т.п. Родители, желая обеспечить идеальные условия для развития «таланта» ребенка, записывают его в студии, кружки и пр., руководствуясь скорее соображениями престижа, чем склонностями дошкольника.

Наиболее многочисленная группа родителей – это те, кто интуитивно угадывает высокий творческий потенциал сына или дочери и даже пытается помочь в его раскрытии, но сталкивается при этом с массой трудностей. И основная трудность заключается как правило в выборе оптимального соотношения между желаниями, требованиями взрослых и стремлениями, интересами одаренного ребенка.

Увлечение делом – яркая отличительная черта одаренного ребенка, однако не стоит забывать, что соблюдение режима дня и выполнение ежедневных обязанностей (класть игрушки и вещи на место, убирать свой стол, кровать и пр.) так же важны для него, как и для всех его сверстников. Одаренность – это не право на особые привилегии в этом отношении. Маме можно посоветовать развивать у ребенка чувство ответственности за свои действия и поступки, при этом необходимо быть последовательной в своих требованиях.

Одаренные дети, как и их ровесники, развиваются неравномерно. Интеллектуальное развитие одаренных может опережать их физическое и эмоциональное развитие.

Дети стремятся к творческому самовыражению, и когда это проявляется в рисунках, танцах, стихах и т.д. родители радуются, восхищаются, хвалят сына или дочь. Однако порой творческий склад ребенка выражается в непривычной, неожиданной форме.

Родителям, следовало внимательно относится к творческим проявлениям ребенка, не запрещать делать что-то по-своему, например, по-новому убрать кровать, расположить вещи в своем уголке, украсить окно, комнату. Творчество не терпит жесткой регламентации.

Очень часто за различными жизненными ситуациями, которые послужили поводом для обращения к психологу, стоит одна большая проблема – проблема общения. Одаренные дети очень чувствительны к мнению других, нуждаются в понимании и признании. Как часто родители не замечают этого и провоцируют конфликт.

Одаренные дети часто требуют несколько иного подхода в общении, чем обычные дети. Одаренный ребенок остро реагирует не только на содержание высказывания, но и на его форму: для него важны интонация речи, выражение лица собеседника, его жесты.

Печать E-mail