Страничка логопеда
Учитель-логопед:
|
Как учить стихи с ребёнком? Полезные советы
Почему одни дети молниеносно запоминают все, что им нравится, а для других выучить стихотворение — это настоящая проблема?
В тех семьях, где близкие часто и много разговаривают с малышом, поют ему песенки и начитывают стишки, кроха уже в годик смешно качается и ахает в ритм стихотворения «Идет бычок, качается». Но есть и такие детки, для которых запомнить стих — это настоящее испытание. Почему? Скорее всего, потому что учат неправильно.
Надо учить стихи с ребенком, учитывая его возраст, темперамент, психологические особенности и даже литературные предпочтения.
Совет № 1
Чтобы ребенок легко запоминал рифму, нужно как можно раньше познакомить его с «музыкой» стихотворения. Малыш еще лежит в коляске, а вы уже начитываете ему ритмичные «Наша Таня громко плачет» или «Гуси, гуси, га-га-га!». По мере взросления этот самый первый, заложенный в подсознании опыт позволит ребенку гораздо легче проходить процесс заучивания.
Самый благоприятный возраст для разучивания стихов — 4-5 лет, когда память начинает развиваться быстрыми темпами. И если раньше мы просто зачитывали произведения малышу — что-то да запомнит, то после четырех лет начинается осознанное запоминание текста наизусть. Учить как можно больше — вот лучший способ сформировать нужный объем памяти для дальнейшего обучения!
Совет № 2
Эмоционально и с выражением — именно так следует разучивать стихотворение, иначе оно потеряет всякий смысл для ребенка. Если малыш не познает красоту поэзии в детстве, то вряд ли он обратится к ней во взрослой жизни.
Совет № 3
Если стихотворение будет соответствовать темпераменту и возрасту ребенка, его легче будет выучить. Не стоит четырехлетнего малыша заставлять заучивать отрывки из «Евгения Онегина». Учите с ним лучше детскую классику — А. Барто, К. Чуковского, С. Михалкова. Спокойным ребятишкам лучше предлагать стихи плавные, размеренные, а вот непоседам подойдут веселые, ритмичные тексты.
Совет № 4
Важный момент: в раннем возрасте разученное произведение обязательно должно быть для кого-то подарком. Посвятите его маме, бабушке, тете или же Деду Морозу. Лишь в 7-8 лет ребенок начнет осознавать, что стихи можно и нужно учить для своего удовольствия.
Совет № 5
Прежде чем начать занятие, прочитайте сами текст с выражением, а лучше выучите наизусть. Затем обязательно найдите в тексте непонятные для ребенка места или незнакомые слова и объясните их значение. После этого еще раз нужно прочитать стихотворение — медленно и со смысловыми акцентами. После второго прочтения расскажите малышу о том, кто и когда написал это замечательное произведение, покажите иллюстрации в книге. И пока чадо будет их разглядывать, прочитайте текст еще раз.
Такой подход приучает ребенка легче воспринимать поэзию: у него постепенно формируется художественный образ стихотворения. Ну, а после подготовительной работы можете начинать процесс заучивания.
Совет № 6
Одни из нас легче запоминают стихи на слух, другие — когда ходят по комнате в ритм стихотворения, третьим непременно нужно прочитать текст самим несколько раз, ну, а четвертым необходима полная тишина и неподвижность. От этого зависит, с помощью какого метода человеку легче заучивать стихотворение.
Методы заучивания стихотворений
- Слуховой. Самый распространенный метод, его обычно используют в детском саду. Сначала заучивается каждый куплет, а затем — весь стих целиком. Здесь идет слуховая опора на рифму.
- Визуальный. Его часто путают с обычным показом книжных картинок. На самом деле вы создаете простой «картинный план» на глазах у ребенка одновременно с разучиванием стиха. То есть вы читаете строчку и изображаете то, о чем идет речь, отделяя на рисунке каждую картинку горизонтальной чертой. А затем по этому плану малыш несколько раз рассказывает стихотворение.
- Двигательный. Метод заключается в том, что ребенок подкрепляет запоминание двигательным актом. Так, можно взять толстую нитку и «смотать стишок в клубочек», повторяя строчку за строчкой. А затем его размотать. После чего он прячет ручки за спину и понарошку наматывает клубок. Как вариант — нанизывать бусы, пирамидку, пуговицы.
- Смешанный. Попробуйте по очереди каждый из методов, и вы поймете, как именно вашему малышу легче дается запоминание. А возможно, вы будете пользоваться несколькими методами, ведь главное — результат.
Совет № 7
И последний совет: нарисуйте с крохой выученное произведение. Создайте свою авторскую иллюстрацию к нему, подпишите автора и название. Успехов!
Подготовила материал учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 374» г.о. Самара - Мясникова Т. А.
Поговорим о Родине (консультация для родителей)
В современном мире наш родной язык претерпевает ряд изменений. С каждым годом в нашу речь входят все новые и новые слова, а другие устаревают. Однако не стоит забывать, что русский язык во все времена отличался своей красотой, лаконичностью и разнообразием языковых средств. Особое место среди них занимают пословицы и поговорки.
Пословица — это краткое народное изречение с назидательным содержанием, в ней скрыт глубокий смысл. Поговорка – это образное выражение, которое метко отображает какое-либо жизненное явление или событие.
Пословицы и поговорки — произведения устного творчества народа. Читать их интересно и увлекательно. В них отражён быт человека, любовь к родителям, к Родине.
Детей старшего дошкольного возраста нужно начинать знакомить с пословицами и поговорками, объяснять их значения, приводить примеры жизненных ситуаций, когда их употребление уместно.
Приближается великий праздник «День Победы». Побеседуйте с детьми о Родине, о великой победе 1945 года. Расскажите о своих дедушках и бабушках, которые воевали.
Возьмите картотеку пословиц и поговорок о Родине, выберите несколько, прочитайте их с ребенком, объясните непонятные слова. Расспросите ребенка, как он их понимает. В случае затруднений объясните ребенку доступными словами смысл пословицы или поговорки.
Такая беседа поможет не только в воспитании патриотических чувств, но и в развитии речевых навыков, поможет научить мыслить логически, пробудит интерес к русскому языку, к истории нашей страны.
Картотека пословиц и поговорок о Родине
Без корня трава не растет, без Родины человек не живет.
Береги Родину как зеницу ока.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Всяк кулик свое болото хвалит.
Всякому мила своя сторона.
Где кто родится, там и пригодится.
Герой - за Родину горой.
Главное в жизни – служить Отчизне.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Дома и стены помогают.
Дым Отечества светлее чужого огня.
Если народ един, он непобедим.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Жить – Родине служить.
За край родной не страшно и в бой.
За морем теплее, а у нас светлее.
Знает весь свет – тверже русских нет.
Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.
Кто Родиной торгует, того кара не минует.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Москва Родины украшенье, врагам устрашенье.
Народы нашей страны дружбой сильны.
Народное братство дороже всякого богатства.
На чужбине родная землица во сне снится.
На чужбине и калач не в радость, а на родине и черный хлеб в сладость.
На чужой стороне и весна не красна.
Нет в мире краше Родины нашей.
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Расставшись с другом, плачут семь лет, расставшись с Родиной – всю жизнь.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Родной край – сердцу рай.
Родина – всем матерям мать.
Родину-мать учись защищать.
Русский солдат не знает преград.
Слава русского штыка не померкнет никогда.
Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.
У народа один дом – Родина.
Человек без Родины – что соловей без песни.
Словарь «трудных» слов. Кулик - болотная птица. Отчизна – Родина. Отечество – Родина. Кара – наказание. Чужбина – неродная земля. Штык – часть винтовки для рукопашного боя.
Подготовила: учитель-логопед Мясникова Татьяна Анатольевна
Поиграй со мной! (речевые игры для детей 5-7 лет)
Рекомендации для родителей
«Поиграй со мной!» Как часто вы слышите эту просьбу от своего ребенка. Сколько радости он получает, когда вы, преодолев усталость и бросив домашние дела, соглашаетесь хотя бы на короткое время побыть учеником, пассажиром или Красной шапочкой.Но игра – это не только радость для вашего ребенка, с ее помощью вы можете развивать у него речевые навыки, слуховое внимание, память, логику, воображение, то есть те качества, которые будут крайне необходимы, когда ваш малыш пойдет в школу.
Поиграйте с вашим малышом в эти игры в свободное время дома, по пути из сада, в транспорте, сидя в очереди в поликлинике, на прогулке, качаясь на качелях, и т.д.
«Скажи наоборот»
- Давай поиграем. Я буду говорить слова, а ты тоже говори, но только наоборот.
Река большая – лужа …(маленькая).
Карандаш толстый – карандаш …(тонкий).
Чай горячий – лед…(холодный).
Руки чистые – руки…(грязные).
Мальчик больной – мальчик…(здоровый).
Ребенок - …(взрослый).
Огонь - …(вода).
Девочка веселая – девочка…(грустная).
Человек сильный – человек…(слабый).
Василиса Прекрасная красивая – Баба Яга…(страшная).
Смеяться - …(плакать).
Человек добрый – человек …(злой).
«Назови как можно больше слов»
Что бывает металлическим (стул, ручка, труба),
тяжелым (камень, мешок, сумка),
белым (снег, лист бумаги, платье),
длинным (волосы, хвост, дорога, юбка).
«Отгадай слово»
Я опишу предмет, а ты отгадай задуманное слово. Например, «зеленое, круглое, сладкое, растет на дереве» (яблоко).
«Скороговорки, чистоговорки»
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Рыжий кролик рыбу ловит.
- Жаба с зонтиком идет, жук с корзиною ползет.
«Что лишнее»
Я назову несколько слов, а ты скажи, какое слово не подходит к другим, лишнее, почему.
Молоко, сыр, апельсин, ножницы (съедобное – несъедобное).
Собака, кошка, медведь, цапля (звери – птицы).
Красный, зеленый, треугольный, желтый (цвет – форма).
Жук, камень, человек, рыба (живое – неживое).
Гулять, бегать, мышь, рисовать (действие – предмет).
Маша, Иванов, Дима, Костя (имя – фамилия).
«Сочиним новую концовку любимой сказки»
Какая твоя любимая сказка? Чем она заканчивается? Давай сочиним новую концовку сказки.
«Небылицы»
Скажи, такое бывает или нет. А как бывает?
Лошадь живет в дупле.
Кошка охраняет дом.
Мама режет вилкой хлеб. Папа в магазине купил слона.
Придумай свои небылицы.
«Игры со звуками»
Такие игры полезны для развития звукового восприятия, навыков анализа и синтеза.
-
Какой звук встретился во всех словах?
Шапка, кошка, мешок, мышь.
Робот, катер, норка, рыба.
Сахар, стакан, весы, оса. - Собери из звуков слово. (Называем не буквы, а звуки, коротко, без призвука -э) К О Т (кот), Д Ы М (дым), М О С Т (мост), В А Т А (вата), Р А К (рак), С Т У Л (стул), К А Ш А (каша) и другие.
-
Назови слово на последний звук в слове.
Кот – танк – крыша – абрикос – стакан и т.д. -
Послушай, какое маленькое слово спряталось внутри большого?
Автобусы, шарф, рукавица, горошина, шпион, черемуха, удочка.
Играйте с ребенком, развивайте его способности, подготавливайте его к школе.