Образовательный маршрут

Образовательный маршрут «Матрешка и ее история»

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности родителей и детей в сети Интернет

Авторы идеи: Малярчук Ирина Викторовна,
Джансеркенова Марина Анатольевна
Образовательная область: познавательное развитие.

Цель: Знакомство дошкольников с игрушкой-Матрёшкой путём восприятия её через народный фольклор, ознакомление с историей возникновения, появления её на Руси, через музыкальные произведения.

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста.

Уважаемые родители!

Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «познавательное развитие» говорится:

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Дорогие родители!

Этот образовательный маршрут посвящен истории происхождения русской матрешки — одного из символов нашей страны.

Предлагаем вам вместе со своим ребенком на некоторое время превратиться в исследователей и найти ответы на интересующие вопросы об истории русской матрешки, о символах родной страны.

Кто придумал матрешку, какие бывают матрешки, почему эта игрушка так называется? Ответы на это вопросы вы найдете, если посвятите немного своего времени на общение со своим ребенком, следуя шагам данного образовательного маршрута, который был разработан в помощь родителям.

Вы можете четко следовать логике предлагаемого маршрута, проводя вместе свободные вечера и выходные дни, четко следовать рекомендациям, а можете построить свой маршрут, если ребенка что-то очень заинтересовало. Самое главное оставайтесь вместе с детьми и помогайте им познавать новое об окружающем мире предметов и явлений, которые сопровождают нас в жизни.

Желаю удачи!

Шаг 1. Давным-давно на Руси.

Начните свое исследование с вопроса: «В какие игрушки играли наши далекие предки?».  Обратите внимание ребенка на множество игрушек в его коллекции игрушек и постарайтесь вызвать интерес к вопросу. Это может быть сформулировано примерно так: «Посмотри, как много у тебя замечательных игрушек, какие они все красочные, разные. Интересно, а во что же играли наши прапрабабушки или прапрадедушки, которые жили давным-давно». Предложите ребенку узнать новые сведения об игрушках из книг и сети Интернет.

Можете использовать статьи и иллюстрации с сайтов:

http://iqtoy.ru/text/21

  • Об истории игрушек

http://www.rastim-baby.ru/archive/639/?aid=2474

  • Любимые игрушки от древности до наших дней.

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Всюду, где селится и живет человек, кукла — неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Кукла не рождается сама. Ее создает человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик. Знакомство с традиционными куклами позволит вам познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа.

Давайте посмотрим, какие игрушки были в древности на Руси.

http://www.youtube.com/watch?v=ZfDA_FeWysY

Задайте детям вопросы после просмотра материала:

  • Из чего делали первые игрушки?
  • Нужно ли сохранять русские народные игрушки?
  • Для чего служили игрушки у наших предков?
  • Как можно своими руками смастерить игрушку?
  • Для чего нужны игрушки?

Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким, не умеющим общаться с людьми. Очень важно делать игрушки своими руками, вкладывая в них усердие и душу.

Шаг 2. Происхождение матрёшки.

Предложите детям отгадать загадку:

Словно репка она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок - глаз.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская... (матрешка).

Матрешка является визитной сувенирной карточкой России и гордостью национального декоративного искусства. Деревянная кукла, воплотившая в себе самобытность стиля и народный характер, сегодня нарасхват у многочисленных туристов, особенно иностранных. Мало кто знает, что первая матрешка появилась только в конце 19 века.

Дети очень любят играть в эту деревянную куклу, с самого раннего детства матрешка вызывает у детей неподдельный интерес. Познакомьте детей с историей этой прекрасной игрушки, рассмотрите красочные картинки, попробуйте украсить шаблон матрешки вместе с детьми.

Вашими помощниками могут стать вот эти сайты:

http://www.kultura-rf.ru/pub/matreshka.php — как появилась русская матрешка.

http://soldatru.ru/art/art/art72.php — история русской матрешки

http://kraeved1147.ru/russkaya-matryoshka/ — русская матрешка

http://www.youtube.com/watch?v=VrISAD8dt6g — Русская матрешка (видео)

http://www.youtube.com/watch?v=NzgYrFFsSdM — семеновская матрешка.

Поделитесь информацией с членами своей семьи:

  • Как появились матрешки на Руси?
  • Поговорите с детьми, чем отличаются матрёшки друг от друга.
  • В каких городах и сёлах их изготавливают?
  • Во что они одеты?
  • Почему эту деревянную куклу назвали Матрешкой?
  • Какие бывают матрешки?

Ах, матрёшечка-матрёшка.
Хороша не рассказать!
Очень любят, малы детки
С тобой вместе поиграть! 
Посмотрите презентацию:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/09/24/prezentatsiya-russkaya-matreshka

Шаг 3. Отдохни.

Послушай песни «Русские матрешки» — http://www.proshkolu.ru/user/Tana5/folder/256720

Предлагаем раскраски для Вашего ребенка — http://kartinki-raskraski.ru/kartinki-raskraski-dlja-detej-matreshki-raspechatat-besplatno

Онлайн раскраски — http://zakras.ru/katalog-raskrasok/raskraski-dlia-devochek/matreshka-raskraska

«Рисуем матрешку» — http://www.solnet.ee/sol/026/ris_014.html

Трафарет матрешки для раскрашивания — https://docs.google.com/document/d/14DOtDfFtAVcJ1u7B1lRHxokijYv_qLmp4CYRyhQ6GKI/edit?pli=1

Шаг 4. Мы живем в России!

Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет -
Наша русская Матрешка
Не стареет сотню лет,
В красоте в таланте русском
Весь находится секрет!

Послушать замечательную песню «С чего начинается Родина?»

http://supermuzlo.com/getmuz/С%20чего%20начинается%20Родина%20детский%20хор

Спросите ребенка:

  • А как ты думаешь, с чего начинается Родина?
  • Помнит ли он как называется наша страна, как называется столица нашей Родины.

Наша страна – Россия большая, красивая и многонациональная. Россия страна с долгой и богатой историей, с многовековыми традициями и обрядами. 
Через годы, через столетия сохранила Россия свой особый жизненный уклад и национальную культуру. Символы России знают и почитают во всем мире. Давай вспомним, чем же издавна славится русская земля?
Подумай, какие предметы быта, народные инструменты, элементы одежды, особенности русской природы прославили нашу страну?

Как и все страны в мире, Россия имеет свой флаг, герб и гимн - это и есть

государственные символы. И когда мы почтительно, с уважением относимся к символам нашей страны, мы тем самым проявляем любовь к России и гордость за то, что мы граждане России.

Давай поговорим о символах России. Что же еще является символами нашей страны?

Отгадай загадки:

Ствол белеет, 
Шапочка зеленеет, 
Стоит в белой одёжке, 
Свесив серёжки. (Берёза)

Полюбуемся красотой русской березы.

https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20русская%20березка%20для%20детей&stype=image&lr=51&noreask=1&source=wiz&redircnt=1446058357.1

Второй символ России – это музыкальный инструмент. 
Загадка:
Деревяшка, три струны,
Натянутых и тонких.
Вы узнать её должны!
Поёт ну, очень звонко.
Поскорее угадай-ка.
Что же это? – ( Балалайка)

https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20балалайка%20для%20детей&stype=image&lr=51&noreask=1&source=wiz&redircnt=1446058473.1

Следующий символ России, который любят и почитают на Руси с давних пор. 
Загадка:
Он округлый, но не шар,
Медный — не монета,
В нём пылает алый жар,
Им вода согрета.
Чай готовить он мастак,
Чайник вспомнили не даром!
Ведь зовут его в веках
Люди… (Самоваром!)

https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20самовар%20для%20детей&stype=image&lr=51&noreask=1&source=wiz&redircnt=1446058532.1

Чтобы вспомнить следующий Символ России к нам на помощь снова придет загадка: 
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука,
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская ……… (Матрёшка)

Шаг 5. Это интересно

Полезная информация для всей семьи

«Игрушки своими руками»

Ссылки на сайты для скачивания книги:
http://depositfiles.com/files/aop3xpent
http://ifolder.ru/9570196

Мультфильм «Секрет матрешки» — http://www.youtube.com/watch?v=y2ybWGKbRO4

Ну, вот и подошло к концу наше путешествие.

  • Что нового мы сегодня узнали?
  • Что понравилось?
  • А о чем ты бы хотел узнать в следующий раз?
  • Вспомни символы России.

Вывод

Изучая предметы народной культуры, мы приобщаем детей к истории родного государства, развиваем интерес к предмету старины, воспитываем патриотические чувства у детей. В результате у детей появится стойкий интерес и желание узнавать культуру своего народа.

Образовательный маршрут является результативной формой сотрудничества педагогов, родителей и детей. Целью педагогического образовательного маршрута является повышение педагогической компетентности родителей, вовлечение их в образовательный процесс и обогащение детско-родительских отношений.

«Загадочный объект природы — болото»

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет

Тема: «Загадочный объект природы — болото»
Образовательная область «Познание»

Автор идеи: Данилочева Людмила Юрьевна, воспитатель.

Возраст: 5-7 лет.

Уважаемые родители!

Этот образовательный маршрут посвящен болоту – самому загадочному объекту природы, который и сейчас хранит множество тайн. Большинство людей плохо относятся к болотам. Считают, что болото— это комары, грязь, можно утонуть, там страшно. Болота не приносят пользы, мешают сельскому хозяйству. С похвалой о болотах отзовутся разве что охотники и сборщики клюквы. Такое отношение передалось нам частично и от далеких предков.

Болото как место труднодоступное и непригодное для человеческого жилья, редко посещалось людьми. Что такое болото? Бесполезные земли, которые не пройдёшь, не объедешь? Нет, в болоте протекает удивительная жизнь!!! Чтобы рассказать об этом детям, в помощь родителям и был разработан этот образовательный маршрут.

Шаг 1.Загадочный объект природы

Предложите отгадать загадку:

Все обходят это место
Здесь земля, как будто тесто.
Здесь осока, кочки, мхи,
Нет опоры для ноги. (Болото)

Спросите: А как ты догадался, что это болото?

Побывайте в Шишкиной школе с детьми: http://www.youtube.com/watch?v=MmVJAT3tknY

(1 мин. - 2 мин. 57сек.)

Вопросы для детей после просмотра видео:

  • Чтотакое болото?
  • Какобразуются болота?
  • Многоли болот на земле? А в нашей стране?

Расскажите ребёнку, что болота занимают 10% территории России. В России находится 73% всех болот мира. А это площадь пяти Франций!!!

Обратить внимание детей, что в России находится и самое большое болото в мире – Большое Васюганское болото. Длина его – 150 км, а ширина – 120 км.

Послушайте с детьми музыку, посмотрите на разнообразие и необыкновенную красоту его пейзажей: http://rutube.ru/video/0ba1300389f97bd5c356e1f3a222eb7e/

Обратить внимание детей на то, что мы сейчас побывали на нашей Родине. Посмотрите: http://bor-odin.livejournal.com/2572178.html

Спросите после просмотра:

  • Почему болото считают родиной человека и всех наземных растений и животных?
  • Как всё сохраняется в болотах?

Возьмите географическую карту, найдите на карте столицу нашей Родины — Москву. Рассмотрите, где она находится и спросите ребёнка:

  • Как ты думаешь, почему именно Москву выбрали когда-то очень давно столицей нашего государства?

Скажите ребёнку, что многие учёные считают, что Москва была выбрана столицей Руси потому, что Москва была защищена от врагов лесами, реками и болотами. Она находилась в безопасности. http://kurs-istorii.ru/obedinenie-russkix-zemel-vokrug-moskvy-chast-1/

Шаг 2. Какую пользу приносят болота?

Побеседуйте с детьми о значении болот в природе и жизни человека.

Спросите: Как ты думаешь, болота нужны на Земле?

Скажите ребёнку: А ты знаешь, что болото трудится, хотя у него нет рук и ног?

Побывайте в Шишкиной школе с детьми: http://www.youtube.com/watch?v=MmVJAT3tknY (3 мин. 09 сек.- 4 мин. 32 сек.)

Вопросы для детей после просмотра видео:

Давай вспомним, как трудится болото?

  • Что очищают болота? ( Болота — природные фильтры)
  • Что же такое торф? (Болота — кладовая солнца)
  • Как появляется торф на болоте?

Пригласите ребёнка в «Болотную лабораторию»: Я тебе подарок приготовил. Смотри, у меня в ведёрке торф. С виду торф – чёрная или тёмно-коричневая масса. Но если растереть комочек и рассмотреть в увеличительное стекло, то видны крохотные листики, травинки и другие остатки растений. (Ребёнок рассматривают торф через лупу). Это отличное удобрение для наших комнатных растений. Если положить в горшки и полить, наши растения будут зелёными, пышными. Удобрение — это все равно, что витамины для детей, чтобы лучше расти. Вместе с детьми удобрить комнатные растения или растения на даче.

Расскажите ребёнку, что болота – истоки рек. Замечательные реки вытекают из болот: например, Волга, на берегах которой мы живём: https://ru.wikipedia.org/wiki/Исток_ Волги

Шаг 3.Жители болот: животные и растения

Побеседовать: Знают ли дети, какие животные живут на болоте?

А какие растут растения на болоте?

Побывайте в Шишкиной школе с детьми:

http://www.youtube.com/watch?v=MmVJAT3tknY

(4 мин. 35 сек. – 6 мин. 52 сек.)

Вопросы для детей после просмотра видео:

  • Какие растения растут на болоте?
  • Для каких животных болото является домом?

Предложить детям: Посмотрите, какие красивые цветы растут на болоте!

http://www.sadovniki.info/?p=636

Шаг 4. Есть ли болота в Самарской области?

Спросить: Как ты думаешь, а у нас в Самарской области есть болота?

Посмотреть:

https://sites.google.com/site/enciklopediasamarskojoblastit2/home/osobo-ohranaemye-prirodnye-territorii/gipnovoe-boloto

http://a-lu.narod.ru/turizm/green/green_book_121.htm

https://sites.google.com/site/enciklopediasamarskojoblastit2/home/osobo-ohranaemye-prirodnye-territorii/uzilovo-bol

Вопрос: Сколько болот в Самарской области?

В Самарской области три больших болота: Гипновое болото, Моховое болото, Узилово болото.

Шаг 5. Отдохни

Предлагаем раскраски для Вашего ребенка:

http://razukraska.ru/priroda/raskraska-boloto.htm

http://razukraska.ru/priroda/raskraski-kamysh.htm

http://skazki-raskraski.info/coloring/boloto/

Онлайн-раскраски

http://razukraska.ru/raskraskionline/raskraski-zhivotnye-online.htm

Поиграем?

Онлайн-игра «Болото»

http://more-games.ru/online/archives/932

Логические игры «Лягушки на болоте».

http://igroflot.ru/flash_games_3.htm

Настольная игра «Лягушата в болоте».

http://www.v3toys.ru/index.php?nid=39792

Звуки болота. Можно послушать:

http://iplayer.fm/q/звуки+природы+болото

Заключение

Болота — это такая же необходимая часть природы, как леса, луга. Ведь в природе всё связано между собой и нарушать это единство нельзя.

Болота тоже надо охранять: 2 февраля — Всемирный день охраны болот.

http://www.znamya-truda.ru/index.php/yadrinbibl/2929-bolota-bogatstva-rodiny

http://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2014/01/20/referat-na-temu-tainstvennoe-boloto-2012-god

Благодаря Интернет-ресурсам вы и ваши дети узнали очень много нового и интересного об этом загадочном объекте природы. Познакомьтесь детальнее с ним, используя ресурсы сети!

Желаем вам удачи! Познавайте мир вместе! Спасибо за внимание!

Печать E-mail